Круглый стол: дабстеп и минимал

Авангард дабстепа размышляет о взаимоотношениях между минималом и дабстепом. И пусть эта тема для кого-то покажется избитой и не интересной, но умных людей не грех лишний раз послушать.

После крушения брейкбитовой империи и спора карликовых электронных государств кажется единственное, что может вызывать коллективный восторг осталась прямая «бочка». Но совсем неожиданно, из дыры под названием «харкорный континуум» вылез гибрид именуемый дабстепом и ситуация круто изменилась.

Шаг 1: Побороть полярности

Во время когда все тайны клубной культуры категоризируются на Ebay и рекламируются через Google Ad, дабстеп снова вдыхает мифологию в забытую, было, молодежную субкультуру. Наверное это стало в какой-то мере противоядием к общему неолиберальному отрезвлению, когда к согласию пришел минимал и ситуация с падением интереса к пластиночной культуре. И снова нужно превращаться в детектива: для того чтобы узнать что это за трек такой нужно закапываться в глубины диджейских чартов. А вознаграждением станет крестовый поход на студию «Black Ark» созданный по сценарию «Бегущего по лезвию бритвы».

Не стоит говорить о противостоянии техно и дабстепа — все происходит скорее наоборот. С этими жанрами происходит странная ситуация — границы одного жанра размыты уже настолько, что жанру грозит потеря самоидентификации, а музыканты другого жанра всеми силами сопротивляются навешиваемых им критиками стилевых ярлыков.

Шаг 2: Трепыхающиеся импульсы

Те, кто потерпел крушение клубной культуры и был инфицирован вирусом даба хорошо знают, что за категоризацией следует распродажа. Знатоки клубной культуры помнят как благодаря «Incredible» в раздел распродаж ушел джангл — и кто-то боится что что-то похожее может произойти и с дабстепом. Но дабстеповые музыканты, стремясь прочь от своей лебединой песни выстраивают стену творчества, стремясь огородить себя от смерти или творческого застоя. И предполагаемая полярность между вайбом рэгги и тьмой больших танцполов уже давно побеждена и музыка свободно ветвится во всех возможных направлениях. Правда кто-то из критиков уже замечает первые проявления усталости в этой музыки и явную пробуксовку в творческом развитии.

Однако зачинатели дабстепа с лейбла DMZ предлагают новую грань звукового разнообразия с каждым новым релизом, вроде чего-то готического из Токио. Или что-то с привкусом R'n'B и бутлеги на Джастина Тимберлейка и Алишии Киз. Да и родство с США ощущается — фанк созданный при помощи 808-й драм-машины больше напоминает олдскульный хип-хоп, то, что называется miami bass или dirty south. И все-таки в этих релизах отчетливо слышится звучание ранних релизов какого-нибудь Metalheadz.

Самые свежие импульсы сейчас приходят из той части спектра, что находится ближе всего к техно. Лондонский чудак Шэклтон (Shackleton) благодаря своей, практически апокалипсической, насыщенной перкуссиями, дабстеп-музыкой, спокойно себя ощущает в миксах тех, кого обычно ассоциируют с техно или минималом, вроде Кэсси (Cassy) или Онура Озера (Onur Ozer). Лейбл Skull Disco обрел уже фактически культовый статус в стране прямой бочки благодаря ремиксу Рикардо Виллалобоса на «Blood On My Hands». С техно-стороны музыканты Jay Haze и Михаэль Хо (Michael Ho) смогли проникнуть в самое сердце лондонской сцены.

Теперь господствующая власть на танцполе может (и должна) вступить в реакцию с экспериментальными и инновационными решениями, дабы освободиться от тлеющего застоя, который оставил после себя бум, царивший вокруг минимала некоторое время назад. При этом техно здесь используется как ядро, а дабстеп стал новым местом, где рождаются новые движения.

Хорошо заметны сильные стороны дабстепа, когда он начинает флиртовать с техно и хаусом. Mala погружает в свинг, грязь и мощь чикагский хаус и эйсид-хаус. Skream виртуозно ремикширует минимал от Марка Ашкена (Mark Ashken), а Kode 9 между тем всегда находится на несколько шагов впереди — феерично работая с расплывчатой эстетикой, обильно приправляя все тестостероном, который таит в себе бас. Даже сегодня гипнотический «Magnetic City» от наставника сцены и главы лейбла Hyperdub — является одним из главных танцевальных треков последнего времени. В Бристоле правит балом Peverelist со своим лейблом Punch Drunk, а DJ Pinch на Tectonic проводит явные параллели с Детройтом – глубочайшие басы скрещенные с текстурой минимал-техно.

Сюда же можно записать работы проектов Cyrus и Random Trio, 2562 из Утрехта. Из Голландии, с большой любовью к «городу моторов» Martyn с каждым новым своим релизом расширяет радиус своих музыкальных интересов. В тоже самое время Кевин Мартин (Kevin Martin), известный как The Bug, смог заглянуть в будущее даба и рэгги. Его трек 2003 года «Night Steppa» как бы предвосхищает духовное родство между даб-техно вселенной Basic Channel и тому, что появилось позднее, в форме полузагадочного Burial. Когда заходит разговор о культовом статусе Rhythm & Sound, Basic Channel или Maurizio, Марк Эрнестус (Mark Ernestus), хозяин магазина Hardwax и большой поклонник рэгги, всегда немного удивляется этому, но он может только приветствовать недавнее возрождение (перерождение?!) даба. И Штефан Бетке (Stefan Betke), более известный как Pole, ремикширует Шэклтона и Peverelist.

При этом дабстеп оказывается больше чем жанр в эпоху постмодернизма: он всегда готов сочетаться, выстраивать новые комбинации, всегда по-новому. Было бы слишком печально если бы техно сохраняло свои главенствующие позиции в танцевальной музыке — от этого все было бы скучным и линейным. Теперь же открывается поле в котором могут взаимодействовать все формы танцевальной музыки — будет это ломанная музыка или с «прямым» ритмом, медленная или жесткая.

Вместо того, чтобы отделятся друг от друга, различные манеры, темпы и настроения теперь могут сосуществовать вместе. Эти потенциальные возможности, кроящиеся в каждом из танцевальных жанров могут теперь завязывать (порой совершенно случайно) сплетения в мрачных закоулках дабстепа. Брейк «Amen» на котором держится весь джангл – это технологическая максима драм-н-бейсовой физики, драм-машина, на котором стоит хип-хоп, подрагивающая «тарелка», являющаяся главным элементом британского гэрриджа и маниакальная точность IDM, плюс прямой ритм «бочки» в хаусе и техно — все эти фрагменты, тайно ли, явно ли, вступают с дабстепом в некую химическую связь, создавая из дабстепа настоящий метажанр.

Для того чтобы обсудить происходящее, мы собрали главных действующих лиц этого движения: Шэклтона (Shackleton), Kode9 и Кевина Мартина из The Bug, DJ Pinch из Бристоля, Марка Эрнестуса из Rhythm & Sound/ Hardwax и Штефана Бетке, более известного как Pole, из Берлина. Помимо этого мы пригласили к дискуссии Орсона (Orson), пропагандиста дабстепа из Дюссельдорфа, Олафа (Olaf/ Tandem) из Кёльна. Мы брали интервью лично, звонили, списывались по электронной почте и в итоге создали некоторое подобие круглого стола, пускай и виртуального.

СЛУЧАЙНОСТЬ
Шэклтон, ты стал своеобразным героем во взаимоотношениях между дабстепом и минимал-техно. Как тебе такая роль?
Шэклтон: Меня это постоянно удивляет. До тех пор, пока Рикардо Виллалобос не сделал ремикс на мой трек «Blood On My Hands» я даже не знал что такое минимал-техно. Теперь меня приглашают на техно рейвы, где меня иногда ругают потом рейверы. Вообще-то, все это довольно смешно, потому как я не ощущаю себя в дабстепе. Как же тогда я могу олицетворять эти два направления?!
Pole: Дабстеп и техно изначально не имели никаких общих точек. То, что оба они теперь встречаются это скорее продукт случайности. Своеобразный побочный продукт.
Kode 9: Техно — всего лишь следующий элемент в развитии всеобщей музыкальной истории, а дабстеп на такую роль не годится.

Но не ты ли ввел такое понятие как техностеп?
Pole: Нет, это было недоразумение вышедшее из интервью, которое я давал перед фестивалем Sonar. Техностеп — это какое-то бредовое понятие, почти такое же плохое как и дабстеп, ха-ха. Однако здесь есть несколько интересных совпадений в звучании.
Кто особенно активен в роли связующего звена?
Орсон Зивердинг: Первым, кто приходит на ум, будет Skream. Конечно же «Midnight Request Line», который прекрасно вписывается в техно-миксы, плюс его ремиксы на Марка Ашкена. Надо не забывать про Kode9, Pinch ну и D1.
Kode 9: Mala сделал несколько треков, которые находятся под влиянием дип-хауса и техно: «Bury Da Bwoy», «Left Leg Out», «Lean Forward» и «Unexpected».
Олаф/Tandem: Поговаривают что «Neverland» от Digital Mystikz мог бы стать своеобразным «Strings Of Life» дабстепа. N-Type, со своим стилем а-ля Джефф Миллс, где он в течении часа может отыграть 40 треков. Еще можно упомянуть Энди Стотта (Andy Stott) с лейбла Modern Love, правда он действует с другого конца поля.
Kode 9: Martyn прекрасно сюда вписывается со своим «Broken», таким, довольно техноидальным треком. Правда, я бы все-таки хотел, чтобы использовался более странный бит, нежели чем обычный прямой ритм.
DJ Pinch: Одним из основных связующих звеньев я бы назвал 2562 из Утрехта. В его треках вроде «Channel Two» техно-текстуры и дабстеповая ритмика очень гармонично сочетаются и прекрасно подходят под нужды танцпола. Еще бы хотел отметить Peverelist из Бристоля, у него есть важные треки — «Erstwhile Rhythm/ The Grind» и «Roll With The Punches». Я даже бы сказал так, что 2562 тяготеет к Basic Channel, а Peverelist больше склоняется к Underground Resistance.

В апреле 2007 года ты отыграл у Мэри Энн Хоббс, и свое выступление посвятил связи между дабстепом и техно. Как ты к этому подошел?
DJ Pinch: Микс я составлял с тем расчетом чтобы показать точки соприкосновения обоих звучаний, но все это я демонстрировал со стороны дабстепа. И я очень боролся с искушением смешивать треки а-ля Maurizio с дабстепом. С работами Peverelist, Headhunter, Atki2, Appleblim и моими собственными я представил дух Бристоля. Сюда бы я еще отнес нескольких лондонских музыкантов, вроде Skream, Mala, Cyrus и Random Trio.

ЗВУЧАНИЕ

Кооперация между дабстепом и техно, как это на слух воспринимается?
Kode 9: Во всех треках Mala не используется «прямая бочка», но там обязательно присутствуют довольные интересные барабанные паттерны и сильный свинг. В своем треке «Magnetic City» я использовал барабанные паттерны присущие дансхоллу. Я никогда не хотел использовать прямую «бочку». Я думаю, что дабстепу более близка синкопированность гэрриджа и тустепа, чем прямая «бочка». В ремиксе на Badawi «Den Of Drumz» я во вступлении играюсь с прямым ритмом, но дальше этого я все-таки не иду. Шэклтон и Peverelist так же находятся где-то рядом с прямым ритмом, однако особо с ним не заигрываются. Я думаю для дабстепа важно не поддаться соблазну заиграться с прямым ритмом присущий техно. И так уже музыки с прямым ритмом и четким битом полным-полно. Куда уж больше?!

Шэклтон, ты выпустил пластинку на лейбле Crosstown Rebels. Ты планируешь и дальше вторгаться на техно-сцену?
Шэклтон: Нет, скорее это была разовая история. У меня были ремиксы на пост-панковую группу Savage Republic, но куда их приткнуть я совершенно не знал. Ну я и предложил свои услуги Crosstown. Трек был довольно быстрым, ударов 120, и с прямой, как жердь, бочкой. Но это никак нельзя было назвать хаусом. Я даже не знаю как это назвать — тут еще и перкуссия какая-то сумасшедшая…
Pole: У Шэклтона я нахожу интересным то, что у него нет этих надоевших акцентов на каждую вторую или четвертую долю, или преобладающих в дабстепе заигрываний с рабочим барабаном, который ставится на третью долю. В его треках такт поддерживается свободной перкуссией.
Орсон Зиверинг: Для меня техно никак не привязано к прямой «бочке». Пересечение техно и дабстепа происходит скорее в аранжировках. Kode 9 и Mala, к примеру, прибегают к эстетике «One Drop»: 16 тактов интро, потом басовая линия, потом ударные. Kode 9 этим особо злоупотребляет. Тут как в техно, все элементы существуют более менее однородно. Они приходят, уходят, обрастают эффектами и дилеями, вдыхают в трек жизнь.

МИНИМАЛ / ДАБ

Но если речь заходит о структуре, то здесь видны общности. Как говорил, в одном из своих интервью Рикардо Виллалобос, дабстеп, для него, является своего рода примирением между драм-н-бейсом и хаусом. То есть создается впечатление что дабстеп — это минималистичная музыка. Что же означает минимал в контексте дабстепа?
DJ Pinch: Минимал думает о голых битах, которые в этой музыке и играют самую главную роль. Правильная с ними работа и создает законченную форму.
Олаф/ Tandem: Я-то, собственно и пришел сюда из минимал-техно тусовки и вот это упрощение, присущее минималу в свое время меня возбудило и в дабстепе. Я имею ввиду минимальное количество звуков, которые задействуются за единицу времени.
Kode 9: Как и в каждом жанре танцевальной музыки, термин «минимал» обозначает вежливое прикрытие слову «скукотища». Есть много минималистичного, неподвижного, скучнейшего дабстепа. Чтобы минималистичное движение действительно работало, нужно чтобы присутствовали свинг и грув — пускай даже они будут присутствовать виртуально.
Pole: В дабстепе я для себя обнаружил тот самый минимализм, который оправдывает свое название. Техно, особенно та его расплодившаяся сегодня часть, что называется «минималом», очень простая музыка. Там на идее минимализма отдыхают до тех пор, пока все не станет в конец монотонным. Однако некоторые дабстеп-музыканты очень хорошо управляются минимальным набором звуков и проявляют крайне высокую степень музыкальности. У техно все-таки несколько иная задача. Техно — это попытка вывести функциональную музыку на танцпол как можно меньшими средствами, которая действительно гипнотизирует тебя и очаровывает. Тоже самое можно сказать о дабстепе и его попытках использовать элементы даба.

Автор: Ух Юнг Ким | Перевод: technoid | По материалам mixmag.info
  • +2
  • 20 ноября 2009, 14:09
  • sinuke

Комментарии (4)

RSS свернуть / развернуть
+
0
статью пришлось довольно сильно урезать, т.к. нельзя более 15000 символов публиковать… ((
avatar

sinuke

  • 20 ноября 2009, 14:10
+
0
прочла — интересно! но какое отношение имеет к Гомелю)))??? ИМХО
avatar

vav

  • 20 ноября 2009, 17:27
+
0
музыка имеет отношение не только к Гомелю
avatar

sinuke

  • 20 ноября 2009, 17:46
+
-3
именно эта музыка относится?..
inf.by/gomel_lib/tag/%E3%EE%EC%E5%EB%FC/
avatar

KoLibri

  • 20 ноября 2009, 17:52

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Использование материалов сайта livegomel.com разрешается при условии установки ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на livegomel.com
* - администрация сайта не несет ответственности за публикацию новостей, добавленных пользователями