Монастырские «нумера», или Заговор против монахов

Монастырские «нумера», или Заговор против монаховСначала цитата: «В 2013-м году будут завершены работы в Бернардинском монастыре: осуществляется приспособление келий бывшего монастыря XVII века под гостиничный комплекс с необходимой инфраструктурой». В этой фразе, сказанной одним из руководителей КУП «Мінская спадчына» – организации, само название которой обязывает бережно относиться с историческому и архитектурному наследию столицы – как в капле воды отражено отношение нынешних белорусов к собственному прошлому.

Ни для кого не является секретом, что основная проблема отечественного турбизнеса – практически полное отсутствие на территории страны мало-мальски интересных для избалованных европейцев туристических объектов. Мирский замок, Несвиж да ещё гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей – вот, пожалуй, и всё, что мы можем предложить туристам в качестве приведённого в порядок архитектурного наследия. В весьма условный, замечу, порядок. Потому, что тот же Несвижский замок так отреставрировали, что представительница рода Радзивиллов, всё детство в нём проведшая, родных стен не узнала.

Кто-то возразит: да откуда же ему взяться, наследию этому, если по нашей территории войны веками одна за другой прокатывались? Одна Великая Отечественная от наших городов и сёл камня на камне не оставила. Так-то оно так, да только оправдание это никакой критики не выдерживает, если задуматься. Германия тоже от войны пострадала будь здоров. Только варварская бомбардировка Дрездена чего стоила – немцы всерьёз подумывали над тем, чтобы не возрождать руины, а перенести город в другое место. Но возродили. Да как! Сам в этом городе не был, но дочь в нём побывала. И рассказывала потом, что, приезжая туда, словно на триста лет назад возвращаешься. Каждое заново отстроенное (в строгом соответствии с историческим обликом) здание, каждая улочка, каждый музей словно хранят в себе частицу ушедших эпох. И ни одному немцу не пришло в голову вместо Дрезденской картинной галереи постоялый двор соорудить.

У нас же это запросто. Такое ощущение, что нынешние архитекторы и реставраторы у большевиков уроки брали. Те любили церкви в склады «реконструировать», шляхетские фольварки в конюшни переоборудовать, а дворянские дома и княжеские замки под клубы и дворцы культуры отдавать. Веление времени, как тогда любили говорить. Теперь веление другое: надо зарабатывать деньги любыми средствами. Даже если для этого придётся бывший монастырь под гостиничный комплекс переоборудовать, а в Фарном костёле казино открыть. До этого, к счастью, пока не додумались.

Но, не ровен час, придёт и такая мысль в голову. Не зря же, оправдывая современную уродливую застройку легендарной Немиги, тот же чиновник из «Спадчыны» заявляет, что ту улицу, которую помнят историки, архитекторы и археологи, восстановить невозможно. Прошла, дескать, эпоха, изменилась градостроительная, транспортная и ландшафтная ситуация. Более того, перед архитекторами даже не ставилась задача выполнить застройку в первозданном виде. А потому, цитирую, «нужно воспринимать её такой, какой она сложилась».

Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Это в той же Германии, Польше, странах Балтии и даже в Украине, архитекторы и градостроители, полётом фантазии не обладающие, пусть на прошлое оглядываются и на него равняются. Наши же гордо смотрят исключительно в будущее. Которое, увы, когда-то тоже станет прошлым. Весь вопрос – каким?

Александр ЕВСЕЕНКО.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Использование материалов сайта livegomel.com разрешается при условии установки ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на livegomel.com
* - администрация сайта не несет ответственности за публикацию новостей, добавленных пользователями