В бренде

Бренд Минска "Think Minsk"

Британская компания INSTID представила общественности бренд города Минска. И сразу же Интернет взорвался негодованием. Белорусы в недоумении, как «бело-голубые полоски» могут позиционировать нашу столицу. И тем более не понимают, как они могут указывать на то, что Минск – город интеллектуалов и больших возможностей. Один из наших спорщиков тоже поддерживает эту позицию. Бренд должен сразу соотноситься с тем, что позиционирует, говорит он. А значит, на нём обязательно должны, например, присутствовать архитектурные объекты Минска. Его оппонент предложенную концепцию полностью одобряет. Ведь, по его мнению, она вполне вписывается в ряд брендов других европейских столиц.

Александр Евсеенко: «Когда в Интернете наткнулся на пёструю череду бело-голубых полос, первой мыслью было, что это стилистическое изображение обычной матросской тельняшки. Второй – кто-то выложил в Интернет израильский или греческий флаг»

Почему-то всегда полагал, что эмблема, логотип или бренд должны без слов, но ярко и образно выражать главную идею, цель и устремления того, чему они принадлежат. На ассоциативном, так сказать, уровне. Поэтому когда в Интернете наткнулся на пёструю череду бело-голубых полос, первой мыслью было, что это стилистическое изображение обычной матросской тельняшки. Второй – кто-то выложил в Интернет израильский или греческий флаг. О третьей лучше промолчу, дабы не ранить лишний раз тонкую душевную организацию отдельных не совсем мужчин и не очень женщин.

Кто-то воскликнет: да у тебя просто воображения не хватает, чтобы замысел авторов этого «шедевра» оценить! Вполне допускаю. Но надо обладать поистине извращённым восприятием мира, чтобы в бело-голубых полосках рассмотреть плату, да ещё, извиняюсь за выражение, материнскую. Которая, по задумке соз­дателей, должна стать брендом Минска, символизирующим, что это… умный город. О как! А Оксфорд с университетом, Новосибирск с наукоградом, Екатеринбург с академгородком, выходит, города не столь продвинутые, и в эту категорию не вписываются.

Меня всегда умиляло стремление наших людей приписать себе некие особые, отличные от остальных народов качества. И самые мы толерантные, и до невозможности трудолюбивые, и до безобразия умные… Только почему тогда не очень богатые? Сдаётся мне, фирма, которой была поручена разработка бренда для столицы, не совсем удачно решила сыграть именно на этом стремлении белорусов к собственной исключительности. Получилось грубо и неуклюже.

Зато немалые деньги (говорят, несколько сот миллионов рублей) освоили или присвоили вполне себе изящно и успешно. Да я за половину этой суммы и полоски, и кружочки, и квадратики с ромбиками разноцветные нарисую. Да просто зелёную блямбу с красным ободком и белой буквой «ў» в центре изображу – вот вам и бренд с логотипом в придачу. А уж теоретическую базу под это художество подвести – вообще дело плёвое. Тут тебе и цвета государственного флага, и образ центра Европы, и наша непоколебимость и решительность, и даже едва ли не единственная национально- лингвистическая особенность – буквы «ў» нет ни в одном из известных в мире алфавитов.

Да только высмеют меня с моими предложениями вместе. Я ж не в тренде, как принято говорить, специалистом в этом деле не являюсь. Это Малевичу, до конца жизни так и не научившемуся рисовать, но скандалами имя заработавшему, можно чёрный квадрат нарисовать, чтоб потом им все восхищались. Нормальный человек если такое изобразит, его враз в психушку определят. Вот и современные малевичи, на рынке рекламных услуг подвизающиеся, надувают щёки от собственной значимости и пытаются заумными фразами объяснить нам, недалёким, что они имели в виду, полосы эти несколько месяцев придумывая. И так серьёзно и убедительно об этом рассуждают, как будто сами верят в то, что этот бело-голубой бред (это не описка) подвигнет иностранных туристов на массовое паломничество в белорусскую столицу.

Да не за брендами туристы, тем более иностранные, по всему миру путешествуют. Им экзотику подавай, развитую инфраструктуру, включающую в себя всё, от исто­рических памятников до объектов культуры, отдыха и развлечений. Положа руку на сердце, может хотя бы Минск всё это своим гостям предложить? Нет. Так не лучше ли было с этого начать, в это деньги вкладывать, а не пытаться изобразить то, чего в действительности не существует.

Согласен, не многие, но некоторые города действительно имеют свои логотипы. Годами, а то и веками, как у Рима, складывавшиеся, а потому настоящие и легко узнаваемые. А что узнаваемого и привлекательного в этих полосах, даже если они сложены в букву «М», как на усовершенствованном варианте этого бренда? Тут есть где разгуляться фантазии: станция метро? Мужской, извините, туалет? А, может, ужатый до единственной буквы логотип печально известного «МММ»? Последнее вероятнее всего, ведь только Мавроди мог так бессовестно, задорно и убедительно дурить головы миллионам людей. Отгребая при этом деньги лопатой.

Ну ладно, хотите бренд, жизнь вам без него не мила – создавайте. Но при этом от жизни пляшите, а не от собственных, претендующих на оригинальность идей. Как? Подскажу. Пусть все женщины, читающие сейчас эти строки, встанут и подойдут к зеркалу. Видите эту неземную красоту, чарующе обаяние, нежность, доброту и где-то даже ум? Вот это и есть наш не только столичный, а общенациональный и, на минуточку, общепризнанный в мире бренд. За которым, при правильной раскрутке, иностранцы поедут, побегут, полетят как мухи на мёд.

Елена Чернобаева: «Если сравнить разработанный бренд Минска с другими известными брендами городов, он не будет смотреться в этом ряду инородным элементом»

Если мы имеем дело с торговым брендом, тогда, вроде бы, всё понятно. И брендов таких мы знаем ой как много. От всем известного напитка до тоже всем известных, но не каждому по карману автомобилей. Когда речь заходит о бренде города, становится сложнее. Сразу возникает вопрос, для чего вообще он нужен? И здесь, как мне кажется, смысл в позиционировании и узнаваемости.

Именно на этом этапе в сознании белоруса вырубает свет, образно выражаясь. Он в упор не понимает «полосочек», чёрточек, и (мне это особенно нравится) «голубизны» предлагаемого бренда Минска. Ему национальную библиотеку с зубром, да аистов с васильками надо, а не какие-то там абстрактные линии. Вот тогда всё будет путём, как надо. Как в витринах лучших магазинов с сувенирной продукцией. Да местные, народные, самобытные мастера только и делают, что создают бренды наших городов и страны в целом, и, между прочим, за мизерное, по сравнению с гонораром британской фирмы, вознаграждение. Везде – на тарелках, рушниках, часах, блокнотах, брелках, и список этот можно продолжить до невозможности, красуются зубры, буслы, белки, бобры, васильки и местные архитектурные памятники, которые (вот главное наше заблуждение) уже давно и хорошо известны не только в Европе, но и далеко за её пределами.

Вот именно поэтому никаких голубых полосок на бренде Минска быть не может, кто ж по ним узнает-то столицу нашу, богатую конкретными достоприме­чательностями? Там, во-первых, обязательно должна быть национальная библиотека, без неё вообще никуда. Ещё – стадион «Динамо», и обязательно с припи­ской, как на нём «Барселона» сделала БАТЭ со счётом 5:0. Можно ещё добавить Купаловский театр после реконструкции, а также Национальный театр оперы и балета – тоже после реконструкции и ещё что-нибудь. Главное, чтобы в духе национальных традиций. Вообще, чем больше, тем лучше, узнаваемее будет!

Честно говоря, уже тошнит от этой нашей этнографической самобытности, которую мы под маркой агроэкотуризма пытаемся продать за границу, где на нас смотрят примерно так же, как на живого мамонта. А здесь, наконец, что-то новенькое.

Можно поддерживать национальные традиции и даже зарабатывать на них деньги. В любом государстве есть история – не только у нас, в любом государстве есть национальные традиции и празднования, ещё похлеще наших, возьмите хотя бы бразильские карнавалы. У нас, кто так гордится своей самобытностью, народных праздников такого масштаба нет. А того, что есть (на ум из массовых гуляний приходит только День города) мало, чтобы сделать Минск в глазах иностранцев одной из европейских столиц, а не окраиной цивилизованного мира в центре Европы.

Вы видели бренды других городов – Лондона, Нью-Йорка, предлагаемые бренды Москвы? На них вы не увидите яблок, улыбающегося Ленина, матрёшек и медведей с балалайками. Хотя, казалось бы…

Бренд города – это графическая его концепция, которая в первую очередь должна восприниматься визуально, а не семантически. Он должен запоминаться с первого раза. Должен стильно смотреться везде, в любом исполнении – от билбордов до разной мелочёвки вроде маек и ручек.

И потом, не нужно забывать, что бренд Минска разрабатывали не дилетанты, а крупная европейская компания, которая занимается этим профессионально. Её работники получают за это немалые деньги, так что непрофессионалов там не держат. И они всё сделали правильно, в соответствии с главными требованиями к такого рода товару. Просто наше, белорусское восприятие несколько отличается от общеевропейского. Ведь если сравнить разработанный бренд Минска с другими известными брендами городов, он не будет смотреться в этом ряду инородным элементом. Даже наоборот, очень органично туда вписывается.

Нет ничего плохого в том, чтобы воспринимать всё критически. А вот тотальное отрицание всего и вся – это уже самая настоящая болезнь безверия. Белорусы как раз и привыкли почему-то не верить ни во что своё. Только и слышно ото всюду, что у нас нет хороших писателей, нет нормальной архитектуры, нет своей истории. Если мы так себя не уважаем, то откуда ж взяться хорошему бренду? Любой уже заведомо будет плохим. Может, не стоит тогда и стараться? Будем дальше зубров где надо и не надо лепить.
  • 0
  • 24 апреля 2013, 21:21
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Использование материалов сайта livegomel.com разрешается при условии установки ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на livegomel.com
* - администрация сайта не несет ответственности за публикацию новостей, добавленных пользователями