В поисках утраченного: непростая судьба музейных ценностей Дворца Румянцевых-Паскевичей

Музей государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» — одно из самых посещаемых учреждений культуры области. Ежегодно здесь бывает более 300 тысяч гостей из Беларуси и многих зарубежных стран. Он был создан в 1919 году и уникален в первую очередь тем, что являлся неотъемлемой частью главной достопримечательности Гомеля – Дворца Румянцевых-Паскевичей. Многие богатства величественного дворца, которые вначале составляли основу коллекции музея, были утрачены в ХХ веке. Причем, как считают специалисты, утрачены навсегда. Недавно главный краеведческий музей Гомельской области отметил свое 90-летие. О прошлом и настоящем любимого для многих поколений гомельчан места отдыха в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказала главный хранитель музея Татьяна ШОДА.
— Татьяна Алексеевна, какова история создания музея?

— Гомельскую усадьбу князей Румянцевых, а позже Паскевичей музеем называли задолго до создания в стенах дворца музейного учреждения в 1919 году. Традиции обустройства дворца, коллекционирования были заложены первым владельцем Гомельского имения — генералом-фельдмаршалом Петром Александровичем Румянцевым, затем продолжены его сыном — канцлером российского государства Николаем Петровичем Румянцевым. В 1834 году Гомель перешел во владение княжеского рода Паскевичей. Дворец пополнялся ценностями при генерале-фельдмаршале Иване Федоровиче Паскевиче и далее при его сыне фельдмаршале Федоре Ивановиче Паскевиче.

В Гомеле в одной из самых великолепных российских усадеб того времени находились не только предметы быта, характерные для старинных дворцовых усадеб, но и богатые коллекции. В 1882 году в книге «Живописная Россия» белорусский краевед Адам Киркор писал: «Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрания редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств делают гомельский замок настоящим историко-археологическим музеем». По описанию современников накануне Первой мировой войны, до национализации усадьбы, здесь находились великолепные собрания произведений искусства, старины.

В собрание дворца входили «…выдающиеся по богатству комоды и мебель, богато инкрустированная», бронзовые часы и канделябры работы лучших русских и западноевропейских мастеров, военные трофеи, миниатюрные портреты, богатейшая библиотека… Архивные данные свидетельствуют, что во дворце могли быть предметы, касающиеся жизни и деятельности Александра Грибоедова. (На его двоюродной сестре был женат владелец имения в начале 19 века Иван Паскевич). Здесь находились работы Рауха, Шубина, Орловского, Суходольского, Машкова. Вниманию гостей усадьбы были представлены богатейшие коллекции нумизматики, фарфора, произведения декоративно-прикладного искусства. По мнению видных искусствоведов, специалистов музейного дела того времени, коллекции и сам дворец представляли огромный «исторический и художественный интерес». Фонды представляли собой тысячи уникальных предметов.

— Как отразились на судьбе дворца революционные события начала 20 века?

— Непросто складывалась судьба дворцового собрания в годы революции, гражданской войны. Гомельская княжеская усадьба была национализирована в 1918 году. Вскоре после этого исполнительным комитетом Могилевской губернии, куда Гомель входил на правах уездного города, было принято решение о создании во дворце музея. Это был верный шаг и классический вариант создания соответствующего учреждения культуры, когда имелось и здание, и богатые коллекции. Правда, к этому времени их целостность уже не раз нарушалась. После февральской революции во дворце размещался штаб по борьбе с корниловским мятежом, позже здесь состоялось расширенное заседание Гомельского совета рабочих и солдатских депутатов.

В марте 1919 года ощутимый ущерб центральной части здания и его содержимому нанес Стрекопытовский мятеж, вспыхнувший в Гомеле. Многие предметы, спасенные из огня, вскоре были вывезены из дворца. Как указывают документы, свыше 100 пудов золотых и серебряных изделий были направлены для хранения в Государственном историческом музее Москвы. В дальнейшем судьбой большей части этих вещей занялся всесоюзный Антикварный экспортный фонд, торговавший с заграницей.

К моменту открытия музея в ноябре 1919 года повреждения дворца не были восстановлены, и музейные экспонаты были размещены в дворцовой башне. Первые посетители музея могли видеть великолепные собрания из дворцового убранства, коллекции владельцев Гомельского и некоторых других шляхетских и графских имений.

На фоне революционных событий из Москвы и Петербурга поступали призывы к солдатам и гражданским лицам бережно относиться к национализированным богатствам. В 1922 году музею была дана охранная грамота. Однако какие бы решения не принимались в столицах, последнее слово оставалось за местными властями. Многие предметы, которые якобы не имели музейного значения, продавались на аукционах для обеспечения музея средствами для ремонта и других хозяйственных нужд. Многие изымались для губисполкома, губоно, театра и т.д. А это ковры персидские и бухарские, ожерелья с драгоценными камнями, медальоны, миниатюрные портреты царей, серебряные ложки, вилки, ножи, коллекция орденов — начиная от Андрея Первозданного и заканчивая орденом наградной системы России на момент смерти Федора Паскевича, ордена многих иностранных государств и т.д.

— Никто не пытался остановить это разграбление музея?

— Остановить процесс тихого разграбления музея пытался его директор Исаак Маневич. Он стремился доказать, что каждый предмет, находящийся в музее, уже является ценностью, не подлежащей вывозу. Но его попытки были тщетными. Более того, этого человека обвинили в клеветничестве на советскую власть и выслали из Гомеля. Не в силах что-либо изменить были и другие руководители музея.

В 20-30-х годах большое количество гомельских сокровищ, наряду с предметами других российских усадеб, было передано Всесоюзному объединению «Антиквариат», Антикварному экспортному фонду в Москве и Минске. Через эти структуры предметы старины вывозились за рубеж взамен необходимым экономике молодой страны кредитам, поставкам оборудования, станков и другого. В 1939 году в картинную галерею в Минск была передана целая коллекция живописи работ Орловского, Полонского, Зичи, Антонова, известного английского художника Доу.

Более двадцати адресов мы находим на полях описей, куда изымались вещи из гомельского музея. Люди, которые принимали подобные решения, как правило, никакого отношения к культуре не имели и руководствовались собственными представлениями о ценности того или иного предмета.

— Какие потери понес гомельский музей в годы Великой Отечественной войны?

— Количество безвозвратно утраченных произведений искусства в довоенный период не идет ни в какое сравнение с колоссальным вредом, который нанесла музею Великая Отечественная война.

Эвакуация музейных ценностей началась в июне 1941 года. Все проходило оперативно и организованно. Учитывая условия военного времени, музейщики совершали настоящий гражданский подвиг. Эвакуировать все экспонаты музея было невозможно, часть ценностей осталась в музее, который функционировал до оккупации Гомеля 20 августа 1941 года. А вот пунктом назначения музейных достояний, которые гомельчане пытались уберечь, значился Сталинградский исторический музей. В 1941 году никто не мог предположить, что в этом городе уже в 1942 году развернутся ожесточенные бои. Сегодня мы не располагаем сведениями о том, как сложилась судьба отправившихся в путь гомельских коллекций. Известно, что, когда фашисты находились уже на подступах к Сталинграду, отдельные музейные экспонаты были срочно вывезены за Волгу — в Урюпинск и Камышин. Предметы, содержащие драгоценные металлы и камни, как того требует инструкция, были, скорее всего, сданы в сталинградский банк. А он одним из первых был разрушен во время бомбежки вражеской авиации. Кому предъявить счет?!

Растаскивались музейные фонды и в годы фашистской оккупации Гомеля. К примеру, из 128 портретов на слоновой кости художников Беллони и Маршалкевича, где были изображены члены семьи князей Паскевичей, их близкие родственники, члены царской фамилии, осталось лишь 11. Не стало многих предметов из мебельных гарнитуров работы голландских, итальянских, французских, русских мастеров и др.

— Но что-то все-таки удалось сохранить и вернуть?

— После освобождения Гомеля от немцев 26 ноября 1943 года был рассмотрен вопрос о реэвакуации музейных ценностей. В 1946 году в Гомель вернулись лишь около 300 из нескольких тысяч предметов. Привезенные канделябры, подсвечники и другие «выжившие» предметы были в разобранном виде. Их собирать помогали местные мастера, художники. Многие вещи так и остались в экспозиции с недостающими деталями. Сотрудники музея сознательно не пошли на полное их восстановление, чтобы показать: предметы музея и сам дворец пережили все те же трагические события, что и гомельчане. Коллективу сотрудников предстояла большая работа по воссозданию музея и его экспозиций.

В дальнейшем комплектование фондов происходило в соответствии с тем, что было идеологически важно для страны. В музей поступали фотографии, документы, рассказывающие об участниках Октябрьской революции, предметы историко-революционного и производственного содержания (социалистического строительства). После Великой Отечественной войны к числу музейных экспонатов стали относить материалы об участниках подполья, партизанах, фронтовиках. В 50-е фонды музея пополнялись материалами, рассказывающими об истории Гомельщины. В эти годы поступило много предметов нумизматики, фалеристики. Причем коллекции пополняли жители города и области, которые несли в музей все, что они находили. На 1 января 1959 года в музее уже насчитывалось более 30 тыс. экспонатов основного фонда.

В 70-е годы в музее стали формироваться новые коллекции икон, рукописных и старопечатных книг. Достойное место заняли коллекции этнографии.

В целом, музей на протяжении восьми десятков лет имел профиль краеведческого. Несколько раз менялись его названия. В 1919 году он рассматривался как музей-замок. К четвертой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции он был назван художественно-историческим им.А.Луначарского. До Великой Отечественной войны он был Гомельским государственным историческим музеем. С 1945 года музей назывался государственным историко-краеведческим, с 1946 года — областным историко-краеведческим. В 1952 г. переименован в «Гомельский областной краеведческий музей». В 2006 году областной краеведческий музей был поэтапно преобразован в государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль», где стал его структурным подразделением. Ныне при организации выставки учитывается ее соответствие архитектуре и экстерьеру дворца.

— Пробовал ли музей вернуть принадлежавшие ему ранее экспонаты из других музеев?

— Разграбление и уничтожение сокровищ значительно обеднило нашу культуру, а для современников — увеличило дистанцию к произведениям человеческого гения. Это невосполнимые утраты для отдельного народа. Однако уцелевшие на пожарищах войн лучшие творения прошлого – где бы они не находились сейчас – в целом не пропали для человечества. Искусство интернационально. Ну а то, что вывезено из гомельского дворца, думаю, вряд ли когда-либо вернется обратно. Сейчас, как и раньше, вопросы реституции сложны, и решать их нужно очень осторожно. Как вариант мы рассматриваем обмен сведениями, фотографиями экспонатов. Но чаще, даже это бывает неосуществимо.

Драматические события истории учат нас оберегать абсолютно каждый предмет из фондохранилищ. Если не сейчас, то через годы и десятилетия, выставленный на обозрения грядущим поколениям, он будет свидетельствовать об ушедшей эпохе, о том, как тогда жили, что ценили, что любили – вести рассказ о каждом из нас.

— Чем сегодня может гордиться музей?

— Сегодня музей ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» насчитывает свыше 160 тыс. единиц основного фонда и около 70 тыс. — вспомогательного. В настоящее время фонды музея активно пополняются, в том числе в частном порядке. Дарителями фамильных ценностей выступают не только гомельчане, но и жители других областей, города Минска. Только в этом году на постоянное хранение поступили около 130 экспонатов. Гордость нашего музея — коллекции икон, старопечатных книг, фарфора, богатые материалы по истории Великой Отечественной войны. «Изюминкой» остаются вещи, которые некогда принадлежали князьям Паскевичам и другое.

С 2003 года Гомельский дворцово-парковый ансамбль отнесен к приоритетным национальным объектам. В 2007 году ансамблю присвоен статус высшей историко-культурной ценности. В том же году учреждение удостоено специальной премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». В настоящее время сотрудники музея ГИКУ разрабатывают концепцию представления в трансграничном контексте Гомельского дворцово-паркового ансамбля для включения его в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

БЕЛТА
  • +5
  • 05 декабря 2009, 14:04
  • Narayan

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Использование материалов сайта livegomel.com разрешается при условии установки ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на livegomel.com
* - администрация сайта не несет ответственности за публикацию новостей, добавленных пользователями