Петь нельзя молчать

Петь нельзя молчать

С приходом тёплых дней вновь актуальной становится проблема с уличными музыкантами. Подождите, какая здесь проблема? Стоит зайти разговору, возражает один из наших спорщиков. Они никому не мешают и денег не выпрашивают, а лишь дарят прохожим хорошее настроение. Да и многие известные певцы и музыканты начинали именно с улицы. Ничего подобного, возражает её оппонент, это просто попрошайки, которые, и это чаще, петь и играть не умеют. И лишь делают вид, что зарабатывают, а не выпрашивают деньги. Их «таланты» пусть лучше оставят при себе, или, на худой конец, демонстрируют их дома перед зеркалом.

Александр Евсеенко: «У нас любой, кто умеет струны гитары дёргать, кому объём лёгких позволяет выдувать из кларнета или саксофона хоть какие-то связные звуки, автоматически считает себя музыкантом»

Копия редко бывает лучше оригинала – это аксиома. А в отечественном исполнении, с учётом весьма поверхностного подхода ко многим иноземным вещам и яв­лениям, тем более. Так называемые уличные музыканты не исключение. Заметьте, уточнение «так называемые» относится не к прилагательному «уличные», а к существительному «музыканты».

Да, в странах Европы, да и Азии тоже, это явление получило широкое распространение. Особенно в тех городах, которые по праву считаются крупными тури­стическими центрами. И это вполне оправданно, ведь для туриста что главное? Правильно, хорошее, я бы даже сказал, романтическое настроение. Создать которое без ненавязчивой, умиротворённой и непременно живой музыки было бы весьма проблематично. Когда же турист пребывает в состоянии безмятежного покоя, под звуки ненавязчивой, но уносящей в неведомые дали музыки наслаждаясь чарующими красотами того или иного города, его можно брать голыми руками. То есть втюхивать то, что местным жителям и даром не надо.

Другими словами, это просто бизнес, и как всякий бизнес имеет свои законы и свои правила. Да, на улицах европейских городов можно встретить гораздо больше уличных музыкантов, чем у нас. Мы восхищаемся: вот он, образец свободы, когда любой может самовыражаться и утверждаться, как пожелает. Ой ли… Потому что совсем не многие из восхищённых туристов знают: для того, дабы услаждать их слух великолепной музыкой на Елисейских полях, музыканты перед этим проходят самый настоящий профессиональный отбор. Или конкурс, или кастинг, суть одна – право играть на улице надо ещё заслужить, показав себя не только довольно профессиональным исполнителем, но и человеком выдержанным, воспитанным, доброжелательным. В противном случае, когда музыкант знает только три аккор­да и те нетвёрдо, эффект может быть совершенно обратным. Когда вместо привлечения толп туристов очень даже легко можно будет наблюдать их массовый исход. И не гоняет их полиция только потому, что играют они в строго отведённых для этого местах и исключительно оговоренное время.

Именно поэтому наши доморощенные менестрели отличаются от своих европейских собратьев так же, как СВЧ-печь «Гомельчанка» от микроволновки «Самсунг». С виду вроде похожи, но разница ощутимая. У нас любой, кто умеет струны гитары дёргать, у кого хватает сил мехи баяна или аккордеона растягивать, кому объём лёгких позволяет выдувать из кларнета или саксофона хоть какие-то связные звуки, автоматически считает себя музыкантом. По аналогии, вероятно, с шоу-бизнесом, где звёзд полно, а истинных вокалистов полтора человека. Тем более что после ста граммов горячительного любой из нас уверен, что при случае легко заткнёт за пояс Зинчука с Дидюлей в придачу.

Уверен, добрая половина тех, кто стоит с музыкальным инструментом на улицах и в немногочисленных подземных переходах нашего города, в душе считают себя непризнанными гениями, чью индивидуальность на корню рубят мастодонты от культуры. Эти из идейных соображений идут в народ, не давая себе труда заду­маться: а нуждается ли этот самый народ, озабоченно и впопыхах перебегающий через подземный переход с одной остановки на другую, в каком-либо музыкаль­ном сопровождении.

Другая половина уличных музыкантов просто попрошайничает под далеко не самый лучший аккомпанемент собственных музыкальных инструментов. Достаточно взглянуть на их неопрятный внешний вид и на картонную коробку со смятыми пятидесятками и стольниками. Да за одно это их сразу бы удалили с любой европейской улицы с глаз подальше, а у нас ничего – стоят, играют. Наверное, что-то даже зарабатывают. Народ-то у нас жалостливый, отчего не подать убогому.

Пусть не обижаются на меня те музыканты, которые действительно по велению сердца выходят на улицы Гомеля, чтобы хоть как-то скрасить его унылые будни. Те, кто действительно мастерски владеет инструментом и вкладывает в свою игру душу. Наверняка, есть и такие. Только вот я их почему- то пока не встречал. По­тому, наверное, что настоящие музыканты на улице не валяются…

Елена Чернобаева: «Многие певцы и музыканты, которые потом добиваются славы, начинают с пения и игры на улице»

В Гомеле не так много мест, где можно встретить уличных музыкантов. Самые, пожалуй, излюбленные – район центрального рынка да подземный переход на Со­ветской. Это если к уличным музыкантам относить людей более менее в музыке разбирающихся. Не секрет, что многие студенты колледжа имени Соколовского таким образом зарабатывают себе прибавку к стипендии, что ни в коей мере предосудительным не является. Ведь, по большому счёту, это и есть их будущая работа. С одной только разницей – петь и играть будут не в переходе, а на сцене (какой – дело таланта и, наверное, везения) и часто за фиксированную зарплату. Наверное, не погрешу против истины, если скажу, что пение в переходе для многих из них останется самой романтической порой в жизни. Потом будет кружок игры на балалайке в каком-нибудь сельском клубе. Музыке, как и умению писать, нельзя научить. Поэтому идут «в профессию» многие, а доходят до мастерства и признания единицы.

Что парадоксально, именно эти талантливые люди, которые потом добиваются славы, начинают с пения и игры на улице. Наверное, это из-за желания просто петь и играть, не важно, где и перед кем, и ещё из-за стремления к публичной демонстрации своего таланта. Что греха таить, все известные люди в душе немножко нарциссы. Так что всё это полегает в несколько иной области, нежели банальное «срубание» денег. Много на наших улицах не заработаешь. Нечасто можно уви­деть, чтобы люди останавливались в переходе и давали деньги музыкантам. Такой уж у нашего народа менталитет, что скорее подадут милостыню какому-нибудь алкоголику возле магазина, только потому, что у него вид жалкий.

Дело в особой энергетике, драйве. Похожая ситуация с учителями. Почему, думаете, среди них столько фанатов своего дела? За небольшие по сегодняшним меркам деньги тянут на себе воз не только педагогической, но и бумажной, и социальной работы. Да потому что от детей они получают нечто большее – положи­тельный заряд, который позволяет чувствовать себя молодым, энергичным и полным сил. Так, по крайней мере, говорят педагоги со стажем.

Всё это, конечно, о музыкантах. Потому что на улицах и в общественном транспорте поют зачастую люди, которым, не медведь, а целый слон на ухо наступил, кото­рые не могут «до» отличить от «ре» и к музыке абсолютно никакого отношения не имеют. Все они просто просят милостыню, потому что своим «выступлением» эстетического, по крайней мере, удовольствия никому не доставляют. Скорее наоборот.

Ну а давать деньги или нет, что тем, что другим – дело добровольное. Можно просто пройти мимо в переходе, они же не у вас под окнами концерт устраивают. В переходах, правда, тоже запрещено, и милиция время от времени музыкантов оттуда «выселяет». И это как раз неправильно. Запрещая, нужно предлагать альтернативу. Почему бы не разрешить молодым группам и музыкантам, танцорам выступать прямо в парке? Например, на набережной. Там всегда много приезжих и просто тех, кто отдыхает. Именно эти люди расположены платить за веселье, как и туристы за границей. Если там это бизнес, так почему бы не организовать таковой и у нас? Почему обязательно всё должно быть чинно и строго по праздникам?

Да у нас наоборот молодёжь слишком мало публично проявляет свои музыкальные таланты. Где вы видели в последний раз какую-нибудь играющую группу? То-то и оно. А вот в Минске прошлым летом на улице Карла Маркса организовывались так называемые уличные театры. Там выступали как профессиональные коллек­тивы, так и просто прохожие могли показать свои творческие способности. Всё это, замечу, по желанию и бесплатно.

Правда, не представляю, чтобы в сквере Громыко, например, пели и плясали. Сразу же появятся инициативные пенсионеры, которым молодёжь будет мешать отдыхать на лавочках, и ещё бог знает какие препятствия. Откуда это? Из вредности или из зависти к чужой молодости, а может от бытовых проблем? И это подтверждают белорусы, побывавшие за границей. Все как один говорят, что люди там открыты к общению, всегда улыбаются и веселятся. А когда приезжаешь обратно, то долго не можешь привыкнуть к хмурым лицам и озлобленности. Добрее надо быть, проще смотреть на мир, и больше веселиться.
  • 0
  • 12 мая 2013, 20:30
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Использование материалов сайта livegomel.com разрешается при условии установки ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на livegomel.com
* - администрация сайта не несет ответственности за публикацию новостей, добавленных пользователями