Flying Lotus: пришло время для радикальных перемен (часть 1)



Своими релизами на Plug Research и Warp музыкант Flying Lotus сотворил новую смесь из атмосферной электроники пришедшейся по нраву и юным любителям дабстепа и тем, кому нравится Portishead. И его музыка гораздо большее, чем просто хип-хоп.
Сотни рук взмывают вверх, когда парень на сцене, размахивая своими длинными руками, призывает всех скандировать единый пароль этой вечеринки «Wu! Tang! Wu! Tang!». Но до этого момента пройдет еще целая вечность, прежде чем тусовка RZA из Wu Tang Clan начнет свое выступление на фестивале Futuresonic в Манчестере. Перед их выступлением играет диджей, и хип-хопа звучит не так много, как ожидалось. Вихрастая латинская перкуссия перебивается искрящимся электро, которое оборачивается ураганным брейкором. В итоге получается увлекательный хаос из звука, в котором обязательно возникает кто-нибудь из Wu Tang. Парень за вертушками наверху в эти моменты широко ухмыляется за своим ноутбуком и контроллером и продолжает гиперактивно работать руками. Он трясет в такт ритму головой и ставит на вертушку новую пластинку из своей большой сумки с пластинками: им оказывается ремикс Mr. Oizo, от которого, правда, остался лишь один небольшой луп. Все звучит меланхолично, невероятно медленно и напоминает катафалк, движущийся прямо в ад, однако все окружающие в восторге. Только что, стараниями диджея, на свет появился неофициальный ремикс.

Диджей – это Стив Эллисон, больше известный как Flying Lotus. Бурый, почти защитного цвета, Эллисон сидит за деревянным столом напротив лондонского вокзала Юстон. Своей защитной позой, в которой он сидит, наверное, противопоставляет себя бесцветному, серому небу, а может быть толпе клерков, которые, проглатывая на ходу какие-то закуски, спешат не опоздать на свои рабочие места. Хотя он сам сидит, одной рукой отправляя в рот бутерброд с английским паштетом, сыром и помидорами, а другой держит телефон, который ему дал сотрудник французского отделения Warp Records, по которому Стив дает интервью японскому журналисту.

В таком графике Стивен живет уже целых три недели. Кратковременные знакомства, гостиничные номера, аэропорты, вокзалы, одно интервью следует за другим и вообще приходится постоянно перемещаться с места на место. Но Стивен очень хочет вернуться обратно в свой родной Лос-Анджелес, чтобы не видеть столько незнакомых лиц.

Но ему еще придется обитать в Европе как минимум пару дней, а тут, как назло, два дня назад вышла новая серия игры Grand Theft Auto, и Эллисону придется ждать еще два дня, когда игра поступит в продажу в Амстердаме и Манчестере. И лишь только после этого Эллисон сможет вернуться домой в США и вставить диск с игрой в свою Playstation. Черт подери, какая несправедливость! Он может часами рассказывать о Либерти Сити и о том, с каким бы наслаждением он погрузился в мир толстых компьютерных бандитов. Однако сейчас он сидит перед лондонским вокзалом, а чуть позднее он уже едет в переполненном поезде, направляющейся в Северную Англию. Но с другой стороны ему грешно жаловаться на жизнь – сейчас он в туре с RZA и сам делает все ударные и барабанные сбивки. Ну и, кроме того, ненасытная промо-машина требует с него дани. Таким образом, о Flying Lotus уже написали все важные английские издания, а сам Flying Lotus, со своим вторым альбомом стал большой знаменитостью, вольготно расположившись между хип-хопом, электроникой и басовитой музыкой со злыми и угрюмыми басами.

Шум в новостях, поднятый вокруг Стива Эллисона и его проекта Flying Lotus, хорошо заметен: тут говорится о его родстве с Джоном и Эллис Колтрейн, там о том, что с 2007 года он артист лейбла Warp, вот прошло сообщение, что вся дабстеп община из южного Лондона признается в любви Flying Lotus, кто-то говорит о том, что куча разных диджеев от Джайлса Питерсона (Gilles Peterson) до Modeselektor активно используют музыку Flying Lotus в своих миксах, а Massive Attack ставит его хедлайнером на вечеринке «Future Sounds Of Hip-Hop» на фестивале Melt. А тут еще и Джефф Бэрроу из Portishead добавляет масла в огонь, говоря о том, что музыка Flying Lotus сильно повлияла на группу при записи их альбома «Third».

Наконец, вдоволь наговорившись с Японией, Стив обращает свое внимание на меня, и ничуть не смущаясь, здоровается второй раз. Заразительно смеется, елозит в своем худи и топчется в кедах Converse, и явно находится в прекрасном расположении духа. Хотя за плечами у него бессонная ночь, проведенная в лондонской студии, где он со своим другом Kode 9, уже довольно давно доводит до ума совместный трек. Плюс он пережил фото сессию в Брикстоне, свое первое интервью по телефону в такси, по дороге на вокзал, и второе, которое давал сидя за деревянным столом. И только во время поездки в Манчестер, на фестиваль Futuresonic, он натянет на глаза свою бейсболку и заснет на пару часов.

Представляется удобный момент для интервью: пока за окном поезда мелькают красно-кирпичные дома, мягкие холмы, автобаны и бесконечные гаражные боксы. Постоянно меняющийся пейзаж за окном как нельзя лучше соответствует атмосферным коллажам из ритма и звука Эллисона. И как раз Стив начал рассказывать о своем доме. Он родился в 1983 году и вырос в Сан-Фернандо Велли в Лос-Анджелесе, в районе называющемся Виннетка. Это место сам он называет «пригородным гетто», и отзывается о нем то с любовью, то с плохо скрываемой ненавистью, хотя сам уже живет в десяти минутах езды на машине на север в некоем подобии коммуны художников. Описывая свою жизнь он обильно снабжает свою речь типичным, для людей из гетто, набором жаргонных словечек, вроде «чувак» или «беспонтово». По его словам выходит, что он живет в довольно странном месте: «Искусство и прочие культурные дела там не так хорошо представлены, потому что все, что прогрессивно, свежо и актуально происходит в другом месте. Там нет никаких маленьких семейных магазинчиков, кругом только здоровенные здания Wal-Mart, McDonald’s и Target. Место реально фиговое, и я его ненавижу. Единственная причина, по которой я там живу – это то, что там живет моя семья». Однако и там он находит способы для вдохновения. Лос-Анджелес, все-таки, является мировой столицей порно-индустрии, с кучей пончиковых, салонами красоты и многочисленными кружками, где учат боевым искусствам. Наверное, все это из-за того, что здесь главенствуют немногочисленные крупные бренды, начисто отрезая людей от чего-то, способного заставить их шевелить мозгами. Сам же Стив уже в раннем возрасте ими вовсю шевелил, и при помощи комиксов, видеоигр и научной фантастики выдумывал собственные фантастические миры. «Так мне было гораздо проще справиться с окружающей средой. Когда видел окружающих меня говнюков, я думал, да пошли они все лесом, я лучше себе собственный мир создам», — рассказывает он.

"«Я комфортно себя чувствую в разделе «электронная музыка», так как это дает мне большую степень свободы и гибкости» Flying Lotus"

Кроме того, Эллисону посчастливилось родиться в музыкальной семье. Его бабушка Мэрилин Маклеод писала песни для таких артистов лейбла Motown, вроде Дайны Росс и The Four Tops, и активность сбавлять не собирается. Его двоюродная бабушка Эллис Колтрейн была не только второй женой Джона Колтрейна, но и знаменитым джазовым музыкантом. Ее сыновья Рави и Оран, известные саксофонисты, Стивену приходятся кузенами. И если внешний мир Велли не утолял потребности Стивена в культурной и насыщенной жизни, то дома, за закрытыми дверями, все это он получал в изобилии, и в разговоре он неоднократно повторял, что невероятно рад такому стечению обстоятельств. Зная эти факты из его биографии, уже не особо удивляешься тому, что в детстве он вовсю играл на саксофоне. «Рави и Оран были моими старшими братьями, — рассказывает он, — И поэтому они меня со всякой музыкой знакомили. Я сам фиг узнал бы о Стравинском или чем-то похожем, но я все время с ними терся, и они мне постоянно говорили: «Йоу, чувак, хочешь быть крутым, послушай значит вот это»».



В конце концов, Оран Колтрейн был первым человеком, который подарил четырнадцатилетнему Стивену его первый музыкальный инструмент – Roland MC-505. В то время он увлекался гангста-рэпом и джи-фанком, который в обильном количестве производился на Западном побережье. «Вот на таких дровах, чувак, я и рос», — взахлеб рассказывает о своей жизни Эллисон, — «Вышедший в 1993 году на Death Row альбом «Doggystyle» Снупа, или «The Chronic» Dr. Dre были моими любимыми вещами. Хотя, хочу заметить, меня сложно удивить чем-то. Но когда я слышал альбомы Dr. Dre или Снупа (Snoop Doggy Dog), я четко понимал что я хочу, и говорил сам себе: «Я хочу делать ударные, чувак». Я ведь действительно любил жесткий рэп и подложенные под него мелодичные биты». Хотя первые музыкальные опыты юного Стивена были для него всего лишь очередной вариацией какой-нибудь компьютерной игры, вроде той же Grand Theft Auto, в которую он может резаться сутки напролет. Дома он выстукивал на своем грувбоксе ритмы, а вечером смотрел, как на концертах его кузены Рави и Оран отрабатывали свою знаменитую фамилию. «А лет в восемнадцать я забросил музыку и начал увлекаться фильмами и режиссурой, потому что в музыке я для себя не видел никакого будущего», — продолжает рассказывать Стив.

Академия в Манчестере. На разогреве Wu Tang Clan выступает Flying Lotus, перед большим скоплением фанатов этого хип-хоп образования. Он намеревается устроить собственное шоу, используя ноутбук, с большой наклейкой на нем, призывающей голосовать за Обаму. Но вместо этого, он кривляется всем своим телом, показывая всем, что для него значит вся эта музыка. Звучат треки из его нового альбома, какие-то странные хип-хоп сэмплы, пробивающиеся сквозь классику рэпа. Чувствуется, что пришло время для радикальных перемен. Flying Lotus держит пальцы на ручках, и грозит обрушиться на собравшихся грохотом брейков. Однако, он вдруг хватает микрофон и кричит в толпу: «Welcome to the future, motherfuckers». Тут он прав, и его нынешнюю позицию в музыкальном авангарде, вряд ли кто-то возьмется оспаривать. Безусловно, в его музыке проглядывают сваи, на которых держится его творчество: хип-хопообразное звучание в духе Dabrye или Prefuse 73, в которых угадывается явно зашумленные сэмплы из соула, грохочущая электроника и даже попахивающая скандальностью музыка Марка Эд Бэнгера с компанией, а Flying Lotus, кажется, и этого мало – он образует звуковой туман из индийских тембров, южноамериканских ритмов и джазовой гармонии. И при этом происходит чудо: вроде бы плохо стыкуемые между собой звуки, трущиеся и царапающиеся между собой, вместо какофонии образуют явно логичные конструкции. Границы размазываются, все приобретает плавкость. И как само собой разумеющимся Flying Lotus вмещает в себя явные противоположности, и все это можно постичь в его релизах, представляющих из себя нечто среднее между живым выступлением и диджейством на ноутбуке. На фестивале Futuresonic в Манчестере он играет что-то из Burial, Salsa и Soulja Boy, и кучу разных других треков.

Вечером того же дня в амстердамском джазовом клубе Bimhuis он дает эмбиентный концерт, перед слушателями, сидящими на деревянных стульях. «По любому мое самое лучшее выступление, — мечтательно говорит он несколько дней спустя по телефону, — Организаторы обошлись с моим выступлением точно также, как они устраивают джазовые концерты». А за два до этого он сидел в лондонском пабе с Kode 9, с которым отчаянно пытались придать форму своему совместному треку, который они, вот уже как год, не могут закончить. «Больше всего я люблю его за синтезированные мелодии», отвечает Kode 9 на вопрос, почему он стал поклонником Flying Lotus пару лет назад. «Вообще вся текстура его музыки меня совершенно покорила. У него, как и у Burial, вся музыкальная структура осмысленна. Плюс ярко выражен грув, что не так часто встречается при соединении хип-хопа и электроники». В свою очередь Эллисон рассказывает, как был удивлен, когда его начали восхвалять английские мастера баса: «Мне кажется дабстеповые музыканты чувствуют в этой музыке ту же глубину, что и в дабстепе. Ведь дабстеп прекрасен тем, что порой там бывает все тускло и мрачновато, но обязательно с явным ощущением грува. Мне кажется, люди то же самое находят и в моей музыке».

Продолжение статьи - Flying Lotus: пришло время для радикальных перемен (часть 2)
  • +1
  • 02 декабря 2009, 17:39
  • sinuke

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Использование материалов сайта livegomel.com разрешается при условии установки ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на livegomel.com
* - администрация сайта не несет ответственности за публикацию новостей, добавленных пользователями