Cуррогатное материнство в Республике Беларусь

Cуррогатное материнство в Республике БеларусьВ конце прошлого года в нашей стране был принят Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях», к которым, в том числе, относится и суррогатное материнство. Объяснять, что это такое, подробно, наверное, не надо. Семья, где женщина не может выносить ребёнка, находит для этих целей другую женщину. Она вынашивает чужого ребёнка и потом отдаёт его биологическим родителям, за что получает деньги. Вся процедура регулируется законодательно и закрепляется договором. Как утверждают специалисты, в нашей стране законодательство, касающееся суррогатного материнства, самое чёткое и прозрачное. Поэтому и едут к нам заграничные пары. Ну, ещё и потому, что у нас дешевле. Правда, есть одно «но». Резко против суррогатного материнства выступает церковь и некоторая часть общества, которая считает, что моральный аспект здесь превыше всего. А с моралью в этом случае как-то всё неопределённо. Такую точку зрения поддерживает и один из наших спорщиков. Его оппонент уверена, что такое чудо, как рождение ребёнка, оправдывает любые способы.

Александр Евсеенко: «У меня язык не поворачивается назвать матерью женщину, доверившую кому-то вынашивать своего ребёнка»

А не без юмора был человек, давший весьма неоднозначному явлению определение «суррогатное материнство». Толковый словарь Ожегова так трактует понятие «суррогат»: продукт, предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натуральному. Точнее о предмете нынешнего спора не скажешь.

Самое интересное, что такими вот ненатуральными выглядят обе стороны, участвующие в процессе суррогатного рождения ребёнка (мурашки по коже от одного этого словосочетания). У меня язык не поворачивается назвать матерью женщину, доверившую кому-то вынашивать своего ребёнка. Да настоящая мать до опре­делённого возраста даже на руках малыша побаюкать никому не позволит, не то что расстаться с ним ещё до рождения. Впрочем, повторюсь, женщин, решившихся подобным образом реализовать собственный материнский инстинкт, я по определению настоящими мамами считать не могу.

Так уж природой и Богом предначертано, что связь матери и ребёнка определяется не только психологическими, но и физическими ощущениями. Потому и воспевали во все времена именно материнскую, а не отцовскую любовь. Хоть они и похожи, да разнятся стократно. Потому что ни один мужчина не может представить себе, что значит девять месяцев носить сына или дочь под сердцем, чувствовать его, прислушиваться к каждому движению. Мы, мужики, лишь чисто умосозерцательно можем об этом судить. Потому и начинаем любить детей лишь тогда, когда они на свет появляются, когда видим – вот оно, наше продолжение. Женщина же любит своего малыша гораздо раньше и, соответственно, крепче. Теперь вопрос: способна ли мать, не бывшая беременной и представления не имеющая о родовых схватках (о маразм!), ощущать себя и своего ребёнка единым целым? Думаю, что вряд ли.

Женщин, соглашающихся на роль инкубатора, я вообще не понимаю. Вернее, понимаю только одно: своим телом они зарабатывают деньги. И этим ничем не отличаются от проституток, какими бы высокими материями не старались оправдать своё решение. И там и там женщины используют возможности, данные им природой, свободно распоряжаясь своим телом. И в том, и в другом случае они оказывают платные услуги клиентам. И если суррогатные матери успокаивают себя тем, что помогают бездетным семьям, то точно с таким же успехом некоторые проститутки свою безнравственность объясняют желанием помочь согражданам эти самые семьи сохранить. Не велика разница: одна на платной основе детей вынашивает, другая оказывает высококвалифицированные сексуальные услуги, на которые затурканная бытом и детьми жена физически не способна. Отсутствие и того, и другого может вполне стать основанием для развода.

Но есть у представительниц этих групп и то общее, что делает их практически зеркальным отражением друг друга. По словам одной суррогатной матери, чужого ребёнка в своём чреве она носит чисто механически, не позволяя себе проникнуться к нему хоть какими-то чувствами. Другими словами, относится к нему, как к чужеродному телу в организме: неудобно, но жить можно. Тем более что за это ещё и деньги платят.

Жрицы любви тоже предпочитают к своим клиентам не привыкать. Более того, многие из них признаются, что давно уже перестали испытывать сексуальное удовлетворение от многочисленных половых актов. Тоже чисто механически отрабатывают оплаченное время.

Так как же так получается, что практически за одно и то же одних мы презираем, и даже преследуем в административном порядке, а других чуть ли не на пьеде­стал возводим?

Слов нет, невозможность иметь детей для многих семей даже не проблема – настоящая трагедия. Но современная медицина предоставляет много возмож­ностей для того, чтобы практически любая женщина могла почувствовать себя не суррогатной, а настоящей матерью. И для этого вовсе не обязательно об­ращаться за помощью к третьему лицу. Которое, как известно, рано или поздно окажется лишним.

Елена Чернобаева: «Счастье тех родителей, которые очень давно хотели собственных детей и, быть может, уже отчаялись, искупит всё»

Конечно, суррогатное материнство – это не совсем то, с чем всем нам хотелось бы иметь дело. И в первую очередь самим родителям появившихся подобным образом на свет детей. Любая женщина мечтает ощущать радость материнства не с момента появления ребёнка на свет, а с момента его зачатия. Да и недешёвое это удовольствие – суррогатное материнство. В Беларуси расценки примерно такие – 10 тысяч долларов за услугу и ещё в течение беременности по 300-400 в месяц на здоровое питание. Не каждая белорусская семья может себе такое позволить. Поэтому некоторые влезают в долги, берут кредиты… Но всё равно не теряют надежды получить собственного – от своей плоти и крови – ребёнка.

Стремление это, пожалуй, только с позиций православной церкви считается греховным. Потому что церковь учит нас смирению. Что Бог послал, тому и должны радоваться, за то и должны благодарить. А невозможность забеременеть должна расцениваться, как испытание или наказание.

Наука оспаривает такую позицию ещё со времён Гиппократа. Иначе зачем бы люди стремились победить болезни? Это ведь тоже, надо думать, испытание или наказание, с которым стоило бы смириться, а не бороться. Тем не менее медицина не стоит на месте – появились прививки от страшных болезней, которые раньше уничтожали целые города, хирурги делают операции и спасают тех, кто в противном случае умер бы. И все мы воспринимаем это как должное, да и сами служители Церкви предпочитают лечиться, а не умирать.

В чём, собственно, разница? И там, и здесь человек вмешивается в вопросы жизни и смерти. Только в случае с суррогатным материнством побеждает жизнь. На свет, пусть и не совсем обычным способом, появляется ещё один человек. А дать жизнь – это в любом случае лучше, чем её отнять. И потом, благословляли же священники целые армии, идущие убивать, так почему бы не благословить несколько десятков новых душ на приход в этот свет?

Можно упираться и продолжать ретроградствовать. Но тенденция такова, что делают это люди лишь до той поры, пока, не дай Бог, с ними подобное не приключит­ся. Вот тогда взгляды и начинают меняться. А можно сразу отбросить религиозные предрассудки и трезво взглянуть на ситуацию. Ведь суррогатное материнство практически не отличается от экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), которым сегодня никого не удивишь. Только при ЭКО оплодотворённую яйцеклетку «подсаживают» биологической матери, а при суррогатном материнстве – другой женщине, которая потом отдаст ребёнка биологическим родителям. А суррогатная мать за это получает немалую сумму денег. И волки сыты, как говорится, и овцы целы.

Присутствует в сделке, несомненно, моральный аспект. Я всегда раньше думала, что главная опасность заключается в том, что суррогатная мать может проникнуться слишком сильным чувством к чужому ребёнку, которого вынашивает. А недавно прочла, что с точки зрения закона как раз биологические родители могут оказаться в опасности – подвергнуться шантажу с целью вымогательства денег со стороны той, которая вынашивает их ребёнка. Такой поворот шокирует и заставляет задуматься, что есть в мире женщины, для которых вынашивание чужого ребёнка – это лишь высокооплачиваемая работа, не более. В таком случае, главное, чтобы они выполняли её добросовестно. Вот о чём стоит подумать. А счастье тех родителей, которые очень давно хотели собственных детей и, быть может, уже отчаялись, искупит остальное.

Я здесь недавно одну мудрую мысль прочла, которая, подумалось, впишется в канву нашей темы. «Почему если мужчина представляет себя Наполеоном или инопланетянином, его лечат, а если женщиной – защищают его права?» Это, если кто не догадался, о гомосексуалистах, которых ещё буквально несколько десятков лет назад общество не признавало. Признало. Так будет и с суррогатным материнством. Пока оно находится где-то на стадии «инопланетян». Но очень скоро его право на существование будут повсеместно защищать. И общество смирится. Ведь всё, что происходит в нашем мире, происходит не просто так, а по законам природы, которые людям не подвластны. И, может быть, стоит задуматься над мыслью, высказанной одним гениальным поэтом: «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно…»?

Газета "Советский район"
  • 0
  • 27 января 2013, 12:10
  • admin

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Использование материалов сайта livegomel.com разрешается при условии установки ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на livegomel.com
* - администрация сайта не несет ответственности за публикацию новостей, добавленных пользователями