Уникальную выставку "Орудия наказания средневековья" посетили сотни гомельчан

С экспонатами уникальной выставки «Орудия наказания средневековья» в Гомеле уже ознакомились сотни горожан и гостей города.

В сознании современного человека применение орудий наказания и пыток в качестве средств получения признаний и исполнения приговоров судей, как правило, ассоциируется со Средневековьем. Достоверный исторический факт: на заре правления папы Иннокентия IV (1243—1254 гг.) пытке был придан официальный статус, и этой индульгенцией умело, а нередко весьма изощренно пользовались члены суда инквизиции. Именно в те времена было создано огромное количество приспособлений и инструментов для причинения человеку физических и моральных страданий, изуверских способов лишения подсудимых жизни. Кроме инквизиторов, активно использовали эти орудия и способы светские судебные органы средневековья.

Возможность на время вернуться в это жестокое время, представить себе весь ужас и антигуманность вершившегося тогда над человеческой личностью позволяет выставка «Орудия наказания средневековья», что проходит в эти дни в рыцарском зале Гомельского дворца Румянцевых—Паскевичей. Здесь в нескольких отделениях представлено более пятидесяти экспонатов из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга «Петропавловская крепость» — оригиналов и точно выполненных копий древних приспособлений для причинения боли, страданий и смерти. Уже одни названия большинства из них у человека впечатлительного и восприимчивого вызывают внутреннее содрогание: «Стул ведьмы», «Железный башмак», «Кол», «Пытка бдением», «Вилка еретика»… К примеру, на первый взгляд совсем безобидный экспонат выставки с забавным названием «Аист» — железная полоса с отверстиями, удерживающими голову, руки и ноги человека на одной линии. Видимых насильственных действий в отношении правоотступника вроде не совершалось. А на деле «Аист» — жестокое орудие пыток, заставляющее несчастного неподвижно сидеть в скрюченной позе. От чего у него вскоре нарушалось кровообращение, возникали нестерпимые спазмы живота, затекали конечности. Исход — наступление страшных судорог, неизменно приводящих к смерти или сумасшествию пытаемого. На дыбе с помощью специального механизма постепенно «удлиняли» человеческое тело. Историки утверждают: зарегистрированный максимум удлинения — до 30 сантиметров, в результате разрывались кости и внутренние органы подсудимого, принося ему адские мучения. Еще один экспонат — обычная ручная пила… Есть в галерее орудий наказания и предмет времен Петра Великого. Так называемый орден пьяницы, которым в те времена «награждались» неисправимые алкоголики. Ношение чугунного символа человеческой слабости было позорным явлением в Петровскую эпоху, хотя к видимому отрезвлению народа, как свидетельствуют исторические факты, этот способ наказания так и не привел…

— Второй год продолжается наше плодотворное сотрудничество с коллегами из Санкт-Петербурга, — отмечает директор музея «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Оксана Торопова. — В минувшем году в Гомеле с успехом прошла выставка восковых фигур из фондов «Петропавловской крепости», совместно с российскими музейщиками мы показали ее в Национальной школе красоты. К восковым фигурам из города над Невой сотрудники нашего музея подготовили прекрасные сюжетные инсталляции. Сейчас ведем переговоры о нашем участии в выставке, посвященной юбилею особняка графа Николая Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге. В экспозиции будут задействованы предметы из собраний ведущих музейных учреждений России — Государственного Эрмитажа, Русского музея, Музея Кремля и других. Наш музей планирует представить на этой престижной выставке два скульптурных произведения, выполненных в бронзе известным скульптором Василием Демут-Малиновским для надгробия Николая Румянцева в гомельском Петропавловском соборе — бюст первого министра иностранных дел, канцлера, видного государственного и общественного деятеля Российской империи, а также копию с оригинала известного итальянского ваятеля Антонио Кановы «Статуя „Мир“…

По информации Оксаны Тороповой, заинтересовались музейные работники культурной столицей России и хранящейся в фондах Гомельского дворцово-паркового ансамбля коллекцией народных икон, показ которых с успехом прошел недавно в выставочном комплексе „Беляево“ в Москве. Сейчас идут согласования на предмет выставки части богатой гомельской коллекции в одном из залов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Николай ЖДАНОВИЧ, Рэспубліка
  • +3
  • 04 марта 2010, 13:43
  • Narayan

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Если честно, ожидал от выставки большего! Орудий не так уж и много, но были экспонаты довольно интересные, например, «медаль за пьянство». В общем для общего развития посмотреть стоит. :)
avatar

dimedr

  • 04 марта 2010, 16:38

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Использование материалов сайта livegomel.com разрешается при условии установки ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на livegomel.com
* - администрация сайта не несет ответственности за публикацию новостей, добавленных пользователями